Управление и управляемость
КИ-психология в бизнесе
Предприятие должно быть управляемым. Это истина, против которой, наверно, никто не возразит. Но как достичь этого приятного и сильного состояния управляемости предприятия, которым руководишь? Или на котором работаешь?
Эта тема занимала многих исследователей, возможно, все время существования предприятий. Особенно много этим занимались американцы. И этим они вошли в историю или лично, как Генри Форд или Ли Якокка. Или  местами проведения «опытов над людьми», как «хотторнский эксперимент». А потом, получив ограниченный успех в своих западных Х и Y методиках, управляющие обратились к японской «теории Z». Или решали всё управление предприятием построить на разных теориях ценностей, как Маслоу. Или на основе правил математической статистики…
Конечно, были разные опыты и были успехи. Но в основном эти исследования касались выбора способов воздействия на работников. То есть, все они, благодаря естественнонаучному взгляду на людей, рассматривали человека просто как объект, а именно некое биологическое существо, называемое организм.  Это что-то вроде бактерии или инфузории туфельки, только много больше по размерам и сложности.
И при таком подходе вовсе не странно, а неизбежно задача управления предприятием действительно превращается в управление или большим механизмом, а люди в нем винтики, или в управление компьютером, а люди - или электроны или внешние (периферийные) устройства, или в управление стадом, где люди или скоты или рабы…
Подавляющее большинство западных теорий управления предприятием построено именно на таких подходах к людям.
И даже наиболее «человечный» западный «ценностный» подход к управлению работниками предприятия страдает  «естественнонаучностью» или «биологизмом», так как предполагает просто воздействовать на людей наиболее ценными для них «факторами». Добиваясь требуемой «реакции на стимулирование», как почти «рефлекторного» ответа на управляющее воздействие, говоря их языком. 
И этот способ тоже плохо работает, по крайней мере, в России.
 
А что же тогда делать управляющим? Как им верно управлять людьми?
Вот здесь на переднем крае управления и находится та развилка путей или росстань, на которой современная управленческая наука и ЕН-психология бросили и предали управляющих в их нелегком повседневном деле управления. Бросили, потому, что никак не научили, как же им управлять теми живыми людьми, с которыми им приходится работать каждый день на предприятии.
Предали, потому что взялись изучить и объяснить «психе», как психологи, заставили людей в себя поверить, но на самом деле ничего не объяснили. И при этом людям об этом не сказали, а даже наоборот запутали их периодическими бодрыми покрикиваниями о мнимых успехах.
Таковы предпосылки и примерно такие же итоги длинного периода применения западных теорий в управлении предприятием.
 
Русские управляющие во времена перестройки и особенно на работающих в России западных или «прозападных» предприятиях тоже пробовали применять разные современные теории управления предприятиями, но в большинстве своем поняли, что они не подходят для нас, для живых людей. По крайней мере, не подходят для России. Работники предприятия остаются слабоуправляемыми, не работают, как требуется и даже бастуют.
А почему так? Почему широко разрекламированные теории управления, которые, как кажется, сделали очень богатой Америку – на самом деле не работают?
Причина этого проста: Работники предприятия – не скоты и не рабы! И даже не просто "человеческий ресурс", как электроэнергия, например. Поэтому все теории управления, не учитывающие это – работать не будут. И Америка стала богата, возможно, не благодаря этим теориям, а вопреки им. Или потому, что там люди другие и другая культура.
 
А теперь более спокойно о сути дела. Такое, предложенное современными теориями ЕН-управление, и не может срабатывать с живыми людьми, так как построено только на одностороннем воздействии на них. И ожидает от людей только «реакции» управляемости в ответ на это воздействие. Управляемости механической, автоматической, скотской или одноклеточной.
А люди не любят, когда на них так воздействуют, и сопротивляются этому разными сознательными и неосознаваемыми способами, проявляя неуправляемость. И для того, чтобы разбираться в этом. понять и учитывать в работе - нужно понимать устройство и работу сознания человека. А значит надо начать его изучать. А ЕН-психология его совсем не изучает.
 
За изучение сознания человека по-настоящему взялась только КИ-психология. И на основе своих исследований она подошла к управлению предприятием с другой стороны, со стороны управляемости.
Что толку говорить о разных теориях воздействия на сознание человека, если не понимаешь как это сознание устроено и как работает?! Это похоже на гадание по кофейной гуще. Или на разминирование мины неизвестного образца: «А попробуем-ка мы обрезать им вот этот провод …» - взрыв. И предприятие разладилось или даже развалилось.
В настоящее время, пользуясь КИ-психологическими исследованиями сознания и поведения человека, управляемость работников предприятия при устроении его работы можно не только учитывать, но и изменять ее, настраивать, налаживать, воспитывать и т.д., - так как нужно управляющим, используя проверенные и отработанные КИ-психологические методики отладки предприятий.
Об этих способах и о КИ-психологии читайте подробнее на других страницах сайта.
Помехи делу
Обнаружение помех
Устройство дела
Управление