Антикризисная отладка предприятия
В настоящее - кризисное время многие предприятия по необходимости проводят полную или хотя бы частичную «перестройку» своего хозяйства. Переделывают и пересоздают в себе все так, как требует современная рыночная обстановка. Изменяют численность, уволив людей, изменяют структуру, упразднив целые подразделения, изменяют продукцию, изменяют направление деятельности, стиль работы, взаимодействие с поставщиками,  заказчиками и работниками предприятия…
Такие количественные и качественные изменения с одной стороны, конечно, приспосабливают предприятие к современным условиям работы. Но с другой стороны они не могут не сказаться отрицательно - на эффективности (доходности, прибыльности) работы предприятий.
И дело здесь не только в том, что изменяется рынок и не в том, что предприятия становятся меньше численностью. В значительной мере дело в том, что предприятия обновляются и становятся другими. Разрываются или изменяются многие их внутренние связи, подчинение и подчиненность, функции рабочих мест, круг обязанностей и деловых взаимодействий должностных лиц, и т.д.
 
И даже когда кажется, что в работе предприятия вроде бы ничего не изменилось – на самом деле изменилось самое главное на предприятии - его люди, работники, попавшие в стрессовые условия существования! И это происходит сейчас на всех предприятиях.
 
Поэтому каждому обновленному для преодоления кризиса предприятию, обязательно нужно делать отладку деятельности своей управленческой дружины, подразделений, служб и ключевых работников, для новых условий – почти как новому предприятию.  Иначе заметная часть производственных усилий измененных предприятий, будет «вылетать в трубу» сквозь множественные прорехи нового устройства, как сквозь щели старого паровоза.
 
Что это за «щели» на переустроенном кризисном предприятии? 
Вот некоторые из них.
Прежде всего, это всеобщий кризисный «стресс», как говорят. В переводе на русский в данном случае – это хорошо скрываемый или плохо скрываемый, но точно имеющийся Страх. Страх увольнения, потери положения, несостоятельности в новых условиях, безденежья, семейных несчастий и т.д. А также связанные с ними другие «напряженности».
В условиях такого стресса Руководитель управляет немного другим предприятием, чем видится внешне. Причем сам находится в стрессовых условиях.
И Руководителю, как и всем другим управляющим и работникам предприятия - тоже нужна психологическая поддержка и помощь в их делах. Например,  обучение способам быстрого самостоятельного освобождения от стресса – простым и более действенным, чем единственный всем известный понаслышке способ – «взять себя в руки». А также умение быстро, надежно и легко преодолевать  личностные кризисы, способность разумно справляться с новыми психологическими условиями управления и действенно работать с «измененными» страхом работниками …
 
Конечно кажется, что дружина управляющих в такой обстановке обязательно сплачивается и работает как единое целое на общую задачу сохранения предприятия!?
Да, конечно. Однако вместе с этим у каждого управляющего появляется дополнительное стремление защищать только свое подразделение и свой интерес на предприятии. Они всё больше ссорятся, выясняя отношения между собой. А заботятся, прежде всего, даже не о своем подразделении, а о личной неуязвимости для сохранения своего места.
 
И также, кажется, что каждый работник каждого оставшегося подразделения собирается изо всех сил и делает все, что нужно для спасения предприятия…
И это верно. Но одновременно с этим у каждого работника появляется «обостренная» даже болезненная личная цель – самосохранения. Которая, в большинстве случаев, становится главной для него – часто даже в ущерб общим интересам предприятия.
И так далее. И подобных утечек эффективности очень много!
 
Конечно в нашей стране каждый сам себе психолог, поэтому большинство руководителей пытается решить все кризисные вопросы предприятия самостоятельно. Как в случае самостоятельного лечения на дому насморка, простуды и т.п.
Ведь в сложившихся условиях можно легко заставить любого человека работать лучше, лишь угрожая снижать зарплату и зная, что сбежать ему некуда. - Но это может еще больше усилить страх человека. И за счет этого снизить его отдачу может быть больше, чем он улучил ее.
Еще, также можно быстро заменить всех неподходящих и "испортившихся"  работников - на новых старательных безработных с улицы. -  Но это, как правило, непригодно для управляющих и специалистов, от которых во многом зависит именно выживание в кризисе.
И, кроме того, любого нового, пришедшего с улицы человека надо учить работать на новом определенном месте и ждать, пока он начнет соответствовать требованиям компании. Так, принимая новых работников вместо старых, можно иногда сделать хуже, чем было, при этом ещё потратившись на перемены.
 
На этих способах "лечения" обычно и заканчиваются самостоятельные меры руководителей, применяемые в таких случаях для наладки работы своих предприятий, 
 
Но нам видится, что кризис для предприятия – это существенно более сложное «заболевание», чем простуда для человека. Прежде всего, потому, что он глубоко затрагивает не прямо – производственное, техническое и организационное устройство предприятия – а именно людей, их сознание, их состояние и способность действовать. И значит, штатные руководители предприятий оказываются вынужденными теперь решать «не свои» чисто профессиональные вопросы, а вопросы во многом психологические.
 
Так что может быть, находясь в таком положении, вызвать специалиста КИ-психолога для консультаций по поводу кризисной обстановки на вашем предприятии – будет очень неглупым  решением.